Министерство образования Российской Федерации
Самарский государственный педагогический университет
Добровольное общество “Истоки” им. П.К. Иванова

А. А. Иванова

 Культура Души

 

Духовное наследие славян

 II часть

Азбука росичей

/ Сокращенный вариант /
Учебное пособие по этнопедагогике
(приложение к программе “Природное развитие ребенка”)
 
Пособие по этновалеологии “Азбука росичей” является II частью книги “Культура души” — приложения к программе “Природное развитие ребенка” Ю.Г. Иванова и А.А. Ивановой, в основе которой стоит идея П.К. Иванова об эволюционном развитии человека.
“Азбука росичей” открывает биолингвистическое значение знаков праязыка и образную глубину корневой основы исконно русских слов. В предлагаемом для “Азбуки” ряде слов выводятся образы и понятия, способные сформировать у детей устойчивое понимание явлений Природы, как состояния человека, Земли, Вселенной. Знания об истоках рождения языка и его генетической связи с состоянием человека открывают перспективы более сознательного отношения к формированию своего нравственного, физического, психического здоровья, как первоосновы для создания настоящего и будущего.
Пособие по этновалеологии “Культура души” II часть “Азбука росичей” рекомендуется преподавателям и студентам педагогических ВУЗов, педагогам школ и широкому кругу читателей.
Фрагменты из глав
Вступление
Книга выражает стремление автора предоставить педагогам возможность обучения детей грамоте не только как умению читать и писать, но и как возможности формирования природного мировоззрения воспитанников и становления их гражданственности, обретения здоровья. Возникло такое представление об образованности человека на основе понимания Идеи Жизни П.К. Иванова и взгляда на эволюционное развитие человека продолжателя его дела Ю.Г. Иванова. Священная закалка по Учителю — это величайшее сотворчество с Матерью Природой. Дыхание вливается в глубину Всецелого Единства, и Душа, ранее живущая в неосознанном предчувствии какого–то нового постижения, начинает учиться осознанно всеприсутствовать. Искреннее усердие человека в сознательном и постоянном обновлении сущего рождает в Земном Божественное, а творчество на пути восхождения сознания к Богу открывает в Душах идущих факторы всенародного. Благодаря этому в экстремальных для народа ситуациях утончается личная восприимчивость, и сокровенные движения влекут Души к первоистокам жизни.
Путь к этой книге сказочный: дал мудрец клубок — иди, но твоё личное осознание встреч и поведение с их героями определяет твой дальнейший путь и дальнейшие встречи, а значит, и перспективу твоего личного развития и развития твоего окружения.
Время — энергия дел
Вещее начинает открываться сознательным современникам сквозь иллюзорные наслоения последних веков: древние неисчерпаемо ёмкие своей образностью славянские, ведийские, шумерские, ассиро–вавилонские, китайские, древнекельтские, древнегерманские, ацтекские, северо–, центрально–, южноамериканские мифы поддаются научному анализу, и реконструкция их первоначального смысла возводит человека к коллективной памяти землян и к нюансам наследия единого вероучения. Множественные исторические факты, ёмкое и неисчерпаемое явление этногенеза отражены в строе языков, в письменности и мировоззренческих представлениях, в обрядах и поверьях. Всё это является базисным пластом мировой культуры, оптимизировано передающим опыт и знания землян за многие тысячелетия. Трудно поверить, что древний эпос, песни, дошедшие до нас — это правдивый сказ о том, какие разумные, здоровые и красивые были люди, какой ладной, образной и певучей речью они говорили друг с другом.
Время — это энергия конкретных дел, чувственная мотивация которых не уходит, а потоками бесценных Боговых покровов всегда будет жить в вечном Небесном пространстве. Моли о помощи, и она придёт. Природного характера люди часто в неотрывной связи со своими мыслями, словами и действиями, как в кино, видят образы, о которых говорится. Вчитываясь в древние мудры, переданные нам кудесниками и волхвами, смотря сквозь них на свои повторяющиеся в веках мысли, слова и дела, как в зеркало, мы можем выздоравливать, учиться, расти, наживать добро.
Могущество русского языка
и его значимость для вызревания личности
Структура внутреннего мира человека отражается в динамике и прогрессивности развития общества, что, в свою очередь, соответствует степени развития культуры, выразителем которой является язык. Природный язык, несущий высоту истинных чувств, обеспечивает синхронность природных ритмов жизни человека и помогает ему существовать в стройной метрической открытости Вселенной.
Русский язык по своей образности и грамматической слаженности, по звуковой подвижной развитости — самый великий и могучий язык. Подобное богатство и культура только у санскрита и у древнеболгарского языка, но они уже не живут в живой речи. Это языки ученых. Множество слов русского языка имеют единые корни с санскритом и языками народов Северной Европы, Востока.
Современный языковый набор, считающийся выразителем культуры, служит удовлетворению прихотей цивилизации, а истинно природный — образный язык — это та Жар–птица, которую заковали в золотую клеть: тронь её — и набегают царские слуги канонизированного языка — слуги фонетики, грамматики, синтаксиса. Обучение детей грамоте и письму через следование фиксированным понятиям приближает детей к механическому обозначению звуков и конкретных слов из мира предметов, что формирует фрагментарное понимание Мира. При стандартном обучении, когда дети живут в мире жонглирования словами типа: “Мама мыла (или ела) раму”, или когда их заставляют бездумно читать газетный текст, формируется безответственное отношение к пустым знаниям. Эта привычка главенствует, когда дети приступают к более серьезному материалу: поэтому он остаётся за бортом истинного представления о жизни, ограничивает мир человека до материального.
Добрая старина — святыня!
В первой части книги “Русский счёт” выражено стремление автора раскрыть перед педагогами алгоритм вхождения наших предков в резонанс с вечным живым потоком Великого Духа и приобретения собственного опыта в высокой человечности. Основой древней культуры являлось вызревание личности в условиях высокоорганизованного общества, развивающегося по законам Природы, которой являются Человек, Земля, Вселенная. Счёт в культуре — понятие качественное, а не количественное, и графическое содержание цифр и буквенных символов — это печать живого потока Духа. По десяти ступеням Лестницы поднимались 108 Ликов: Световит, Перун, Лада, Велес, Купала, Веста, Красич, Услад и все др. Каждый Лик — это живой поток, то или иное открытое, развёрнутое и оптимизированное природное состояние человека — определённый идеал многоликого Единого Великого Рода. Личность, как носитель социальности вообще, вбирает в себя пространство Мира, объединяет и синтезирует определённую множественность Духа. Благодаря такой сознательности она способна рождать новое, достигать в своей созидательности Божественности и Сверхбожественности.
Пророчество Учителя о том, что все народы будут говорить на едином чистом русском языке, побуждают по–новому взглянуть на наследие творчества славян, а также на материалы учёных о праязыке, об археологических находках. Через родной язык мы можем приблизиться к истокам праязыка землян, а значит и к пониманию его значимости в физиологии мышления и развития сознания современного человека.
Кто же ты есть, славянский народ?
Античными историками славянские племена именовались по–разному: по переводу на свой язык имён предводителей и военачальников, по облику, поразившему воображение, по названию каких–то предметов или значению местности, по рассказам иноплеменников и т.п. Не только языковедение, но и данные, накопленные в областях различных наук, особенно в языкознании, археологии, антропологии, говорят о высокой культуре, просвещённости и письменности славянских народов во времена, известные самой глубокой древностью. Этот вопрос пристально изучается не только исследователями–славянистамими, он интересен многим учёным, отыскивающим следы истории народов Земли вообще.
Славяне — люди слова
В сознании людей природного характера образы живут в своём первородном значении, поэтому через тысячи лет и пронесена истина жизни славян в устной форме через образы вед, сказок, былин, песен, потешек, пестушек, пословиц. Из уст в уста передавались поколениями живые святыни, как вместилище истинного смысла жизни. Любое образное слово, сказанное древними мудрецами, столь энергоёмко отражает природные мысле–формы, что на протяжении уже тысяч лет одно произнесение русских слов вызывает резонанс в сердце, включает сознание человека во Вселенский поток, становится алгоритмом, нравственным ориентиром в реальных действиях.
За каждым звуком слов русского языка стоит образ Вселенского значения, потому что любой из звуков выражает не конкретные предметные видимые особенности, а объёмную глубину чувств и живые впечатления, производимые тем или иным явлением, его осмыслением. Например, голубое Небо — это не мерное понятие времени и пространства, а Вечный поток коллективного Разума, Глас, Высота чувств обитателей Вселенной. Облако — это облик, мысль, облачение — одежда, аура, Святые Покрова Духа. Небо у росичей — это и Перун, позже Илья Муромец, это и Даждьбог, позже Добрыня, Велес, имя которого трансформировалось в имя Георгия Победоносца или Егория, Юрия, Световид–Ярило (Микула Селянинович) и образы др. Ликов, живущие в богатырских песнях и сказаниях. Житель же Индии, Средиземноморья или Скандинавии узнает в их характеристиках героев своего эпоса.
 Правда чище ясного Солнца
От имён 108–ми Ликов произошли основные понятийные ряды русских слов. Слово “Сварга” — разум Неба, родило имя славянского Небесного Прародителя Сварога или Сварог родил Сварожье. Имя этого Лика означает “Слово Света” или “Святая речь”, “вар” — это Небесный жар. От него — “Сва–рок”, “про–рок”, Лик Сварога на Земле отражается в таких понятиях, как “жар”, “огонь”, “див”, “диво”, “краса”, “пал”, “багрян” — сияюще красное, огненно–светлое, огонь называли “Сварожичем”.
Одним из названий ликов Сварога является Стри(бог) — “быстрый” (“бысть стрый”), как ветер, “огненный ветер”, “пространство”. Таков же смысл у слов: “распространять”, “охватывать”, “покрывать”, “простирать”, “простор”, говорящих о Свароге — Стрибоге Сварожиче, как о Боге пространства, скорости, мгновений.
Слово “Господь” означает “Гость–подь”, “приди гостить”, “Справедливый Отец”, “давать приют”. Священный костер назывался “погостом”, т.е. огонь — это “гость, дающий жар, но вопрошающий требу” — твою просьбу.
Имя Перуна — второго имени Триединого — это образ напряженной, сконцентрированной силы, молнией летящей во Вселенной. От имени Перуна произошло числительное “первый”. Древнеславянское “перети” означало “лететь”, “парить”, “перо” и “пырь” (“огонь костра”), от него “парень, партия и партизан”, а также “порт”, “пороша” и множество других прекрасных и сильных явлений. Со временем, когда на Земле пошли войны, стал происходить разряд Божественной силы. Грозный глас справедливой Небесной воли затмил сияющий лик Световита. Воинствующие отмечали это как наказание, и Перун (Перкун, Пуруша) виделся Богом могущества, разящей силы. У некоторых народов Перун, как Бог войны, был даже первым главенствующим Богом — Перкуном. В инд. яз. слово “война” звучит как “перец” (“переть”). Но Божья воля — это вольная волюшка, свобода, и разве разумно детям Бога — землянам подменять это значение понятием указующего перста?
С именем Велеса — покровителя астрономии, лекарей человека, растений и животных, связаны слова “волос” человека и “волос”, как растения Земли. “Велий” (великий) — праславянское “велети”, в смысле “говорить”, “повелевать”. Велесовым внуком назван певец Боян в “Слове...”. В первой части книги образованию слов и различных понятий от имён Ликов, означающих то или другое нравственное состояние человека, уделяется основное значение.
Речь росичей отражает не конкретный предмет, а сущность явления, движение, действие, которым рождается жизнь, т.е. движение и в человеке и во Вселенной, источающейся Светом Разума — это одно и то же. Например, слово “река” в своем первоисточнике означает “речь”, а слово “берег” — это то, что оберегает, бережёт жизнь в своем русле. Древнерусское название воды — “рось, роса”. Это живое состояние, вода принимает Дух, и речи ведут человека по жизни: “водить, вести речью своею” — рекой, “рёк” — “молвил”, “пробёж” — проточная вода, “лён” — проливные дожди. Могучего Перуна полюбила русалка Рось — дочь грозного Днепра. И послал Перун свою стрелу–молнию в камень, за которым спрятала личико своё Рось, и отразился лик в камне. Выточил из камня того Сварог–кузнец Даждя — дающего. Даждь — это и летний, струящийся дождь, благодать, живительное тепло, соединенное со светом. Сначала попроси, а уж потом “Да” жди по заслугам.
Например, исконное понятие “богатьё” — священный огонь, хранящийся под золою праздничного костра, как главное богатство общины, а слово “ключ” — “родник” отражает постоянно рождающееся, обновляющееся молодое состояние. Ключом назывались объединения детей и молодежи в хороводах, играх и забавах. В осознании своих действий молодежь забрасывала мысль на её претворение далеко вперёд, и поток мысле–форм фонтаном, золотым ключом бился во Вселенную, становился шатром, который потом лучезарными дождями давал силу для претворения замыслов. “Ключ” упоминается в конце заговоров, что усиливает резонанс личных чувственных состояний человека с гранями общих природных явлений, первичных в сознании человека: “ключ — в замок, замок, ключ — в море, ключ с моря не поднять, слова мои не отпирать”. Ключ, которым мы запираем дом — материализация нашего духовного состояния.
 Из опыта ясновидения
Человек — участник изначальных тайн Природы, и глубина чувств человека — его характеризующая. Не эмоций, при которых человек занят только тем, что думает о собственных телесных ощущениях, а именно чувств. Чувственность, чувствование, чувствительность — это открытость встречному течению живых сил Природы, это излучающее любовь погружение в любовь людей, это общая вера и общие надежды, это стремление к познанию и обретению истинной человеческой красоты, и нормальное видение слушателя — это ясновидение.
Ясновидение, как ясное видение происходящего в образах — не аномалия, а состояние сочувствующего соприсутствия действительности. Вопрос только в том, какое наследие течёт за ясновидцем из веков, опыт каких действий, а значит, и образов накопил его род. Душевно–глубокие ассоциации возникают в связи с личными вековыми многосторонними и яркими переживаниями и воссозданием явлений душевного смысла. Подлинная здоровая образность мышления содержит в себе опыт нравственной смелой определённости и свободное от давления предметного мира внутреннее чувственное зрение. Перед явственностью личного прозрения открывается Душа Земли. Тихо, как рабочие пчёлки, ярятся бестелесные образы светлых мыслей, и всё в большем образном естестве видятся слова Учителя, что Природа — это люди.
Зрящее око
Образность является одним из основных составляющих в развитии природного мышления, которое может происходить только в конкретной природной практике. Зрящее око — око, видящее общечеловеческую любовь и общечеловеческую надежду. Учитель говорил, что люди будут говорить на расстоянии без телефонов. Образ имеет Душу и внутреннее развитие, а значит, он живёт, перерождается. Например, современные исследователи отмечают, что близнецы общаются между собой особенным способом. Употребляя в речи только местоимения и возгласы, они отлично понимают друг друга: один подхватывает начало сказанного другим согласно смыслу действия. Можно утверждать, что общение близнецов — это внутренний трепетный диалог душ в созвучии образов, текущих в одном природном вместительном русле
То, что наши предки обладали образным видением и осознанно передавали мысли на расстояние, подтверждает грамматический строй речи, в которой существовали только существительные, глаголы и, появившиеся позже, определения. Понятие “существительное” — от “сущее, суть”, и за каждым предметом — действительно сущее Духовного Мира. Понятие “глагол или глаголить” — от “голос, глаз”. Человек в слух, т.е. в ухо другим произносил слово, обозначающее образ, который видел глазом. Огласить — это то же, что и оглазить, т.е. обежать сознательным взором состояние Природы и этим обратить внимание окружающих на видимый в своём сознании образ. Видеть процесс — это уже участвовать в его развёртывании. На этом эффекте основан и процесс загадок: “га” — “голос разума”, его движение, гон. “Над дедовым двором висит крынка с молоком”, — загадывает мудрец детворе о Млечном Пути, и благодаря видению этого процесса, сам человек, как скоростной мерцающий поток, мчит по Млечному Пути. одухотворяется. Когда–то во всякий праздник от Карпат до Сибири, от Бореева до Червлёного моря всяк славянин со своей общиной шёл к Воде рек, как к сестре. Например, в Купалу народ напевал Воде своё понимание человеческой красоты, и самую красивую своими достоинствами девицу, как образ праматери Роси, торжественно провожали в реку.
Видит око далеко, а разум ещё дальше
Только влечение к первоистокам жизни и любовь воспаряет человека в благоустроенном круге Вселенной — Щедрыни. Расширяющийся кругозор, как студёные ключи, способствует размыванию внешних индивидуальных, и поэтому субъективных граней, а с этим — достижению наивысшей формы человеческого организма. Устроим небольшой практикум: устремим свой взор в мечту и попробуем узрить Вечный Дух Отчизны, её несущую идею, эволюцию. По степени богатства своего мышления можно увидеть несущегося Сивку–Бурку, златогривого богатырского Коня. Поднимемся ввысь мнением в Небеса: потоки или волны — это же всё могущий вол, тур — Богом данное могущество, Источник благ, и символы (“сии волы” — “множащегося света волы”) — знаки, обозначающие эти потоки. Вот плывёт во Вселенной У–точка — это наша Ладушка Земля, и из вековечных веков мчит по ней сказочный серебристый волк. Перемахивает он через высоченные горы преткновений, через широкие и глубокие реки людских речей, через дремучесть лесов неизвестного. Это наша исконная мудрая смелость, определённость и верность — главный советчик Ивана, если он настоящий царевич. Всё жарче горит от этих образов сердце и шире распахивается Душа! Это во взоре мелькает беленькая ласковая заинька — сердечность. На Руси ни один истинно русский человек ни за что не поднял бы ружьё на это нежнейшее, благороднейшее олицетворение сердечности. Не только у животных и растений, но и у камня, как говорили предки, есть Душа, потому что всё это — живая Земля. Народ у леса просил разрешения дерево срубить, поохотиться, у домашних животных прощения просил перед закланием на пропитание семьи. Учитель у ягодки прощения просил!
Всего несколько примеров, а как видно, что древнерусская культура, язык — это отражение сознательной коллективной мысли, имеющей огромный потенциал для раскрытия и накопления душых, психических богатств единых ощущений.
Альвы виток
Древний Алфавит очень конструктивен: если смотреть конкретным взглядом, то можно увидеть, что каждая буква состоит из двух основных знаков: открытого треугольника и вертикального реза, с позиции же образного мышления в основе всего алфавита мы видим живой виток из точки Альва (центра), спираль которого выглядит как открытый треугольник, и вертикальный рез, выражающий человека прямостоящего, устремлённого ввысь.
Итак, Альва — это изначальная точка, и свой чувственный спиральный виток она начинает из сердца. Само слово “Алфавит” — от “Альва” и “вит” (виток), буква “ф” — более поздняя гостья в нашей речи. Буква “A” — это и есть “Альва” — вместилище разума. В древней азбуке “А” без горизонтальной перекладины. Это знак открытости, это добро, которое присутствует, движется, буяет везде и во всем: два реза, устремлённые ввысь и к друг другу, обозначают Отца и Сына, как рождающее и рождающееся начала, сливающиеся во Единое. Открытость между ними — дыхание — Святой Дух. Этот символ жизни мы узнаём в наших росписях, вышивке, в резьбе, в конструкции крыш дома. Итак, в конструкции каждой буквы треугольник — это Отец, Сын и Дух Светлый. Понятие “светлый” трансформировалось при христианстве в “святой” и стало восприниматься как что–то недоступное человеческому сознанию. А мы и сейчас говорим, если все хорошо: “светлый день”, “светлый человек”.
Учи других и сам поймёшь
Сначала азъ и буки, а там и науки
Звук “А” в жизни человека — это открытость к Святому Духу: с первых дней новорожденный — живулечка “агукает” и при этом открывается родничок. Люля, колыбель подвешивалась под матицей кровли дома, которая вершились, как “А”, над колыбелью был устроен занавес тоже, как “А”, и по нему, вызывая восторг у младенца, лились потоки радостной любви Неба и родных. Дитя чувствует любовь лелеющего его Мира и, устремив радостные глазки в глубину чего–то видимого ему во Вселенной, смеётся, в ликовании двигает ручками, ножками, агукает, когда взрослые играют в агунюшки.
Произнесение, а особенно пение звука “А” стимулирует открытость родничка, а с этим и устремление в него потока Вселенной. Из–за привязки родителей к конкретному вещизму родничок дитяти зарастает, что считается нормой.
На Руси говорили высокою речью, т. е. “акали”, обращая безударную букву “О” в неполногласное “А”. В школе, изучая букву “А”, называемую “Азъ”, дети пели её, как пели и все другие буквы, через голос обращая всё своё сознание в Небо. Хотя в русском языке мало слов, начинающихся на букву “А”, знак “А”, отражающий нашу светлую открытость людям в высоком устремлении к Отцу — Небу, как Источнику познания, мы слышим во внутреннем смысле большинства русских слов: Азбука, рАзум, ПриродА, ВселеннАя, дружбА, нАдежда, СвАрог, ждАть, думАть, слАвяне... В языках народов Мира знак “А” — тоже “вместилище разума”. Объясняя детям теперешнее написание буквы “А” с поперечной перекладинкой, мы можем сказать, что это — и горизонт Земли, и волна, и дорога.
Агу, агунюшки, агушеньки, агунитки, агути.
Азбука — наука, начало грамоты. Азы — начало. Азбука имён. Азбука нотная. Азбучный порядок. Азъ, а ко всему горазд.
Аист или бусель, батянь — птица, олицетворяющая воды, дожди, как оплодотворяющее и всё оживляющее семя Небесного Рода. Поэтому в народе говорят, что детей приносит аист.
Айда! Гайда!
Ангел. Ангелы или Лёги. Ангелёнок. Ангелочек. Ангелёночек. Ангельчик. Ангелушка. Ангел мой. Ангел–хранитель. Ангелов облик. Ангел, а не человек. Ангельский голос. Ангельская улыбка.
День ангела. Ангелы послали. Ангел–хранитель со мной и с тобой. Бог с тобой и Ангелы в изголовье. Ангелу–хранителю злат венец, а имениннику многие лета. Тихий Ангел пролетел. Доброму делу и Ангелы Небесные радуются. Где просто, там Ангелов со сто.
Молитва на путях ангельских и на сон:
Отче, пошли мне Ангелов–хранителей на всех моих путях–дорогах. Ангелы–хранители, все наши святые прародители, станьте справа, станьте слева, станьте за моей спиной, станьте предо мной, расстрите крылья свои над моей головой. Храните меня и помогайте мне во всех благих деяниях и во всяком вдохновении в день и в ночи, в утренни и в вечерни, в полдень и в полночь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ата! Ата! Атусеньки! — подбадривание танцующих, малых детей в беге, играх, подзадоривание щенков в шалостях, зайчишки в стрекаче.
Ата–ман — вожак вольнолюбивых (“ман” — “мужчина”, “манящий, увлекающий”).
Ах! Ахоньки. Аханье. Ахальщик.
Ау! Ауканье.
Аюшки?

" Культура Души
Духовное наследие славян"
 II часть
Азбука росичей
Полный вариант работы можно заказать по адресу uchitel_ivanov@mail.ru


Другие работы:

"Лад Земли ", т.1.

серия "Культура Души". "Русский счет"
Восхождение человека к природе в процессе природного воспитания. Образность и счет.
Методика 6



Главная страница

 Новые материалы
    
Авторская страница        Ю.Г.Иванов
       А.А. Иванова
       Е.И. Кардаш
   Энциклопедия Учителя П.К.    Иванова
   
    Наш архив
        ДО "Истоки"
  НВЦ "Здоровье"
        Конференции и чтения (МР3)
    Педагогика
Фоторепортаж
    Табло